«Все равно ты меня бросишь!» Как спасти приемную семью от распада?

Девочке – 13 лет. Мат, алкоголь, сигареты, загулы со старшими парнями. Если ее приемная мама не выдержит, то девочка вернется в интернат. А дальше, с ее нынешней жизненной программой – снова алкоголь, никотин, с большой долей вероятности – ранняя незапланированная беременность, и не одна. И годам к 25-ти — полубродяжническая жизнь молодой алкоголички. Да, и еще – три-пять заброшенных ребенка, которые тоже попадут в интернат. Круг замкнется.

Это – вполне типичная ситуация приемной семьи. Более того – почти нормальная ситуация. Дети, пережившие жестокость и насилие в биологических семьях, потерю родителей, жизнь интернате, несут в своих душах накопившийся океан боли и обиды. Который зачастую вот так выплескивается через их душевные ранки. Залечивать их приемным родителям приходится долго и терпеливо.

На встрече приемных родителей в Энергодаре

Почему люди становятся приемными родителями? По разным причинам. У кого-то нет детей, и они восполняют свою потребность в заботе о ребенке. У кого-то наоборот, дети были, но выросли и начали самостоятельную жизнь. И теперь родителям не хватает кого-то, о ком можно было бы заботиться. Кто-то становится новым родителем поневоле, когда умирает кто-то из родных. Есть, конечно, и те, кто рассчитывает на получение выплат. Естественно, это не самый лучший мотив. Да и удержаться в роли приемного родителя, не обладая к этому внутренним стремлением, очень сложно. Но, к сожалению, в Украине люди обеспеченные и состоявшиеся, которые могли бы и своими силами содержать приемного ребенка, становиться приемными родителями не спешат. Другая у нас система приоритетов в обществе. Особенно если речь идет об уже относительно взрослых детях.

Бывают и другие, неожиданные ситуации. Как у одной семьи в нашей области. Написали письмо ребенку в интернате. Возможно, под влиянием какой-то общественной инициативы. Просто, чтобы приободрить. А он в ответ написал им «Здравствуйте, папа и мама. Я вас очень долго ждал». Так ребенок с инвалидностью обрел новую семью. Как потом оказалось, перед этим у него уже были попытки суицида. Потому что был уверен, что он в этом мире больше никому не нужен.

Встреча приемных родителей в Веселом

Это что касается самих приемных родителей. А что институт приемного родительства дает обществу? Все очень просто. Если не изменить жизненную программу ребенка, в раннем возрасте попавшего в детский дом, то, с большой долей вероятности лет через десять, больше или меньше… Малыш, который трогательно сжимал подаренного вами на Новый год медвежонка, будет валяться пьяным телом у генделя, вызывая отвращение прохожих. Или, что еще хуже, будет отжимать у этих же прохожих мобильники. Девочка, которая умилительно читала стишок для заезжих благотворителей, будет стоять на трассе, предлагая секс-услуги. Увы, ни конфеты, ни игрушки упредить этого не смогут. Это не критика и не сарказм. Это реальность.

Отдельная тема – дети с патологиями развития. Попав в систему интернатов, ребенок оттуда, скорее всего, уже не выберется. Дом малютки, специнтернат для детей, специнтернат для взрослых. И спецкладбище. Вдали от глаз людских. Семейное устройство или близкое к нему – шанс для такого ребенка прожить отведенную ему Богом жизнь в нормальных человеческих условиях. А не в казенных стенах.

Игорь Кулинка делится опытом приемного родительства

Работа приемных родителей – не из простых. Целый ворох проблем приходится решать им со своими детьми: тяжелые депрессии после утраты родных родителей, агрессия в общении, побеги из дома, гиперактивность, сексуализация поведения, рецидивы воровства, увлечение алкоголем и никотином, и так далее. Порой кажется, что приемные дети нарочно провоцируют новых родителей на отказ от них. И на самом деле на уровне подсознания так и есть. Подсознательно страшно боясь, что от них откажутся, приемные дети действительно неосознанно провоцируют этот отказ. Чтобы избавиться от мучающей душу тревоги.

Очень яркий пример тому привела одна приемная мама на встрече группы взаимопомощи. Когда она добилась откровенного разговора со своим приемным ребенком, почему он себя из рук вон плохо ведет, ребенок в сердцах выпалил то, что давило изнутри: «Всё равно ты меня бросишь!». Не в силах терпеть тревожное ожидание потенциального возврата в интернат, ребенок сам провоцировал разрыв.
Не всегда, но очень часто, убедившись, что его любят и никогда не вернут в интернат, ребенок успокаивался и менял свое поведение в лучшую сторону.

С приемными родителями обсуждает проблемы Светлана Лазарева

«Когда я первый раз увидела ее с братиком в интернате, это был настоящий ангел», вспоминает свое знакомство с приемной дочерью участница одной из наших встреч. Сейчас эта приемная мама – под капельницами. Из ангела ребенок дома быстро превратился в маленького жестокого зверька. Мат. Сигареты. Алкоголь. Избиение младших. Скорее всего – уже начавшаяся ранняя половая жизнь. С такой жизненной программой лет через пять уже ее первые дети попадут в интернат. А сама она пьяным вульгарным разгулом будет мыкаться где-то на задворках рынков. Если, конечно, приемная мама не найдет силы и способы изменить программу жизни этой девочки на позитивную.

В поведении этой девочки, как других подобных и девочек, и мальчиков нет желания сделать больно именно этой приемной маме. Или кому-то другому рядом. Это не злоба. Озлобленность. Не жестокость. Ожесточение. От той боли и жестокости, которые она уже с лихвой хлебнула в родной семье, в интернате.

На встрече приемных родителей в Мелитополе

Часто тяжело приемным родителям приходится те несколько месяцев, в которые ребенок выплескивает накопившийся за предыдущую жизнь негатив. Он выпускает наружу те боль и жестокость, которыми мир наполнял его долгие годы. Справиться с этим физически и психологически приемным родителям бывает очень непросто. Еще и потому, что не с кем поговорить об этом, не с кем поделиться и посоветоваться, не опасаясь в ответ осуждения. А закончиться все может срывом накопившихся эмоций и усталости. И возвращением ребенка в интернат.

Таких примеров – множество среди приемных семей. Прошлое родных семей и интернатов накладывает на детские души свой тяжелый след. От которого долгим и упорным трудом, помноженным на любовь, помогают избавиться приемные родители. Если же они этого не сделают, то с большой долей вероятности повзрослевшие дети пополнят армию той социальной группы, от которой большинство благополучных граждан старается отстраниться – бездомных, алкоголиков, наркоманов, проституток, уголовников и так далее.

Чтобы изменить эту программу, перенастроить ее на конструктивную и позитивную перспективу, и нужны приемные семьи. Не говоря уже о том, что самому ребенку они дарят семью и родителей.

Встреча приемных родителей в Запорожье

Это – только часть тех трудностей, которые приходится преодолевать приемным родителям. В кризисные моменты справиться с ними очень сложно. Группа взаимопомощи – это то инструмент, который помогает приемным родителям получить поддержку и преодолеть тяжелый период. «Я очень нуждаюсь в моральной поддержке», честно призналась на группе взаимопомощи одна из мам.

Для того, чтобы справиться с этим ворохом проблем, приемным родителям иногда достаточно встретиться и пообщаться между собой. Конечно, обязательно при этом используя несложные инструменты и принципы ведения групп взаимопомощи. Которым приемным родителей и обучили на первом этапе проекта «Школа спасения приемной семьи» в сентябре нынешнего года.

Теперь приемные родители сами попробовали провести группы взаимопомощи, уже у себя в громадах. Как показали эти первые встречи, проект попал «в яблочко». Участники плакали на встречах и после них. От накопившихся проблем, о которых не с кем было поговорить. От радости того, что есть с кем поделиться и получить поддержку.

Как и на других встречах, в Энергодаре приемные родители говорили о самом наболевшем

Небольшие, по 12-15 человек группы, в комфортной доверительной атмосфере. Запорожье, Мелитополь, Веселое, Энергодар, Черниговка. Везде было и много общего, и свои особенности. Конечно, каждая история ребенка и каждой семьи – особенная. И найти универсальный рецепт для решения всех проблем невозможно. Но есть главные, для всех встреч работающие принципы.

Формат группы взаимопомощи – очень простой, но в то же время удивительно эффективный. Вначале участники по очереди представляются, рассказывая о себе то, что считают необходимым. Затем каждый участник, снова-таки по очереди, озвучивает ту проблему, сложную ситуацию, которой он хотел бы поделиться. Остальные участники не советуют, не критикуют, а лишь рассказывают о своем опыте в подобном случае. Если он был. Говорят по очереди, в отведенный временной промежуток. За соблюдением этих несложных правил следит фасилитатор группы, роль которого – минимальная. Вот практически и все. Но уже это дало участникам встреч огромное подспорье в решении проблем, с которыми они приходили.

Обо всех приведенных выше, и о многих других проблемах, и говорили приемные родители на группах взаимопомощи. Большая часть их касалась негативных проявлений в поведении приемных детей, и сложных ситуаций, которые из-за этого возникали – как в отношениях с самими приемными родителями, так и во взаимодействии с остальным миром.

Приемные родители с вниманием слушают друг друга

Кстати, неприятие со стороны общества на этих встречах тоже становилось темой жалоб приемных семей. Учителя, врачи, соседи – мало кто готов принимать, что приемные дети – особенные, и они требуют особого подхода. А случаи пренебрежительного отношения к приемным детям со стороны учителей и врачей просто шокируют. Когда звучат фразы «зачем вы их взяли», «это отработанный материал», «все равно они станут уголовниками» и так далее. И это – со стороны людей, которые должны нести гуманность в общество! Получается, что поделиться и получить понимание приемные родители могут вот только на таких встречах между собой.

Говорили родители на встречах и о том, что очень важно научиться упреждать свое эмоциональное выгорание. Которое может сказаться и на психологическом здоровье, и на физическом. «А детям ты нужен здоровым. Если ты будешь болен, детям ты этим не поможешь».

«Это очень хорошо. Знать, что ты не один. Это подпитывет силами», делились своими мнениями участники групп взаимопомощи. «Мне очень помогло то, что я услышала. Жаль только, что не услышала этого раньше».

Желающие присоединялись к Ассоциации приемных семей

Также, по словам участников встреч, правильно, что на них были приглашены и опекуны. Поскольку обычно к таким мероприятиям опекунов привлекают меньше, а проблемы у них очень схожи со всеми приемными родителями.

Очень профессионально и корректно помогла провести первые самостоятельные группы взаимопомощи Анна Андреева, координатор проекта. Светлана Лазарева, глава Ассоциации приемных семей, делилась своим опытом приемной мамы и словами поддержки для других участников. Как маленькое солнце, заряжал своей энергией и верой председатель правления Ассоциации Игорь Кулинка.

Каждая встреча давала участникам подзарядку и новые идеи

По итогам тех встреч, что прошли, можно обоснованно говорить, что проект «Школа спасения приемных семей» попал даже не в десятку, а в самый центр «яблочка». Его можно с полным правом назвать проектом «Школа спасения приемных детей», потому что от сохранения приемной семьи напрямую зависит благополучное или неблагополучное будущее их воспитанников.

Первые пробные группы взаимопомощи в области завершились, и очень успешно. Теперь появилась идея снова собрать всех участников проекта перед Новым годом в Запорожье. Чтобы обменяться опытом прошедших встреч, поделиться удачами и сложностями поддержать друг друга и составить планы на будущее.

Ассоциация приемных семей высказывает искреннюю благодарность конкурсу социальных инициатив «Мы – это город» комбината «Запорожсталь» и всем партнерам и друзьям за возможность реализовать этот очень нужный проект!

Николай КОЛОДЯЖНЫЙ,
медиа-эксперт Ассоциации приемных семей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *